вторник, 1 февраля 2011 г.

Виниловый ликбез

Байку о том, что "виниловый звук дучше цифрового", запустила где-то через год после появления CD мериканская заукозаписывающая компания Victor Camden. Через три месяца, обвиненная в распространении "заведомо ложной информации для потребителей", компания суд проиграла, обанкротилась, и ее остатки скупили японцы, после чего компания стала называться Japan Victor Camden и перестала распространять "заведомо ложную информацию" став одним из крупнейших производителей цифровой аппаратуры. Сокращенно компания называется JVC, если кто не в курсе :)
Технологический предел для механической звукозаписи составляет 18 килогерц, причем этот уровень достигается только на лаковых дисках (то есть оригиналах). При создании "мастер-матрицы" за счет металлизации лакового диска металлическим порошком с размером зерна в 0.1 микрона коэффициент динамических искажений на частоте 18 килогерц уже составляет 60% (то есть шум уже больше половины уровня сигнала), на частоте 14 килогерц - 30% (то есть сигнал можно разобрать, хоть и хреновато). Поэтому реальный частотный диапазон "винила" устанавливают в 14 килогерц, а реально он около 12 (14 - только на внешних дорожках, поэтому в свое время и были так популярны "синглы" на дисках - "гигантах").
Знатокам теоремы Котельникова напоминаю, что на частотах до вдвое ниже частоты дискретизации (то есть 22 кГц для CD - там частота дискретизации 44 кГц) нет никаких искажений.
Если посмотреть алгоритм Фраунгофера, то достаточно хорошо видно, что при битрейте в 160 Kbps для стереозаписи частота дискретизации "распакованного" сигнала составляет 36 килогерц для каждого из каналов и 96 килогерц для "общего" канала (то есть звук выше 18 килогерц просто не разделяется по каналам). Таким образом, даже mp3 160Kbps в полтора раза "качественнее" винила. mp3 240Kbps полностью "покрывает" диапазон CD.
Теперь - про т.наз. "динамический диапазон" - поскольку судя по постам 95% людей - идиоты членов комьюнити не в курсе. Динамический диапазон - это амплитудно-фазовая характеристика. На "виниле" амплитуда сигнала практически линейно падает с ростом частоты (начиная где-то с 6 - 8 килогерц, в зависимости от массы головки рекордера) То есть первые обертона от скрипичной "ля" четвертой октавы будут уже вдвое "слабее" оригинального звучания, вторые - вчетверо, а третью обертона вообще будут не слышны. В цифровой же записи, допустим, на CD, будут слышны "в оригинальном звучании" и четвертые.
Ну а теперь "контрольный выстрел". Большинство (если не все) "ламповых" систем стоимостью от $25К на самом деле работают на высокочастотных операционных усилителях и на матричных транзисторах в выходном каскаде - качество сигнала на порядок выше. Сами лампы там играют сугубо декоративную роль. Мне приятель - ремонтник (не буду говорить какой такой фирмы, ибо реклама - только за деньги) показал - вместо ламп можно поставить просто сопротивления, имитирующие цепи накала и сетки :) Вот.

Автор alex95008